Стоило России оказаться под санкциями, как предприимчивые бизнесмены со всего мира стали думать, как бы на этом заработать. И пока одни, вроде лондонского алмазного гиганта De Beers, лоббировали новые санкции, чтобы увеличить свою долю на рынке, другие – изобретали прибыльные способы обхода санкций.
Особенно отличились в этом белорусы. Буквально через пару месяцев после введения европейских санкций, местные бизнесмены основали несколько логистических компаний, специализирующихся на транзите подсанкционных автомобилей. В результате только в прошлом году через Белоруссию в РФ завезли 600 санкционных тягачей крупнейших западных брендов (Volvo, Scania, Mercedes-Benz, DAF, MAN и Renault).
И схема, надо сказать, абсолютно взаимовыгодная: выручку получают как автомобильные концерны, так и все поставщики. Причем выручка белорусов выросла в 10 раз. А крупнейший покупатель, российская компания «Про Авто», в прошлом году даже показала рекордную выручку – $10 млн.
В общем, Беларусь наряду с Казахстаном и Китаем стала воротами на пути санкционных товаров из Европы в Россию. Причем на нее пришлась примерно треть от всего теневого экспорта – около 10 млрд евро. И залатать эту брешь Западу вряд ли удастся.