Новые правила техосмотра в 2021 году

Техосмотр автомобиля — это процедура, проверки технического состояния транспортного средства. За все время существования претерпела множество изменений:

  1. Сначала получить наклейку прохождения техосмотра можно было получить через знакомых в ГАИ или вообще бесплатно или за 100..200 руб.
  2. Потом резко ужесточили требования и перед станциями ТО выстроились огромные очереди. Нужно было приехать в 6 утра, что бы пройти (или не пройти) техосмотр после обеда.
  3. Далее открылось довольно много коммерческих пунктов техосмотра и очереди исчезли, но пройти ТО стало сложно — в диагностический карте есть пункты, которым сложно соответствовать. Например, рассеивание света фар, а если фары пластиковые и авто старше нескольких лет, то скорей всего будет несоответствие.  
    Правда, рядом с пунктами находятся прикормленные автосервисы, которые могут оперативно отполировать фары.
  4. Ну а потом процесс наладился и диагностическую карту стало возможно купить при оформлении ОСАГО.

Новый закон о техосмотре с 1 марта 2021

С 1 марта 2021 года вступает в действие новый федеральный закон под номером 122-ФЗ от 06.06.2019, который вносит поправки в другой ФЗ – О техническом осмотре (№170-ФЗ).

В законе идёт речь об аннулировании диагностических карт в тех случаях, если они были куплены незаконно. Так, подпункт «к» пункта 5.1 статьи 1 говорит следующее:

10. Диагностическая карта, подтверждающая допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проводился технический осмотр в установленном порядке или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, аннулируется органом государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, если выяснится, что на автомобиль выдана диагностическая карта, однако, фактически данное транспортное средство не заезжало на пункт ТО, то первая будет аннулирована – то есть признана недействующей.

Многие автолюбители, покупающие фиктивные диагностические карты без фактического заезда на станцию, опасаются возможной отмены такой лазейки, ведь большинство автомобилей в России просто не смогут пройти ТО по всем правилам.

Новый закон об аннулировании техосмотра

Во вводящем изменения законе как раз идёт речь об аннулировании диагностических карт в тех случаях, если они были куплены незаконно. Так, подпункт «к» пункта 5.1 статьи 1 говорит буквально следующее:

10. Диагностическая карта, подтверждающая допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проводился технический осмотр в установленном порядке или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, аннулируется органом государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, если выяснится, что на автомобиль выдана диагностическая карта, однако, фактически данное транспортное средство не заезжало на пункт ТО, то первая будет аннулирована – то есть признана недействующей.

При этом, есть 4 основания для прекращения действия ТО:

  1. диагностическая карта аннулируется, если техосмотр был куплен (фактически не пройден),
  2. если при прохождении контроля не все узлы и агрегаты автомобиля были проверены надлежащим образом,
  3. сама процедура осмотра проведена с нарушениями,
  4. если в конструкцию автомобиля внесены изменения, не зарегистрированные в ГИБДД (даже после прохождения техосмотра).

Этот закон начинает действовать с 1 марта 2021 года. Эта дата прописана в самом законе в статье 5. А вот ещё один «пруф»: страница Федерального закона на официальном портале опубликования нормативно-правовых актов.

В интернете в настоящий момент распространяется ряд фейков, основанных чаще всего на недопонимании нововведения. Ниже мы рассмотрим подробно, как он будет работать.

Кто подпадает под аннуляцию диагностических карт?

Во-первых, здесь следует сразу отметить, что не на все транспортные средства требуется проходить техосмотр. Так, самая распространённая на дорогах России категория – это легковые автомобили возрастом до 4 лет. Для них не требуется регулярная проверка технического состояния.

Для машин старшего возраста придётся проходить ТО:

  • от 4 до 10 лет – техосмотр нужно проходить раз в 2 года,
  • старше 10 лет – ежегодно.

Никто не сможет аннулировать диагностическую карту, если вы честно прошли технический осмотр – фактически заезжали на станцию и прошли все проверки, а также если после этого не вносили никаких изменений в конструкцию (в том числе не меняли тип ламп в фарах на непредусмотренный конструкцией вашей фары, не тонировались, не устанавливали фаркоп, который не прошёл испытания в составе вашей модели автомобиля и так далее).

Аннулировать техосмотр смогут только у тех водителей, кто приобрёл его (чаще всего вместе со страховкой ОСАГО) без фактического его прохождения.

Если получили диагностическую карту до 1 марта 2021

Новый закон об аннулировании техосмотра будет действовать только для тех карт, которые были оформлены незаконно после его вступления в силу – 1 марта 2021 года. Обратной силы данный ФЗ, как и другие нормативные акты, ухудшающие положения граждан, не имеет.

Часть 3 статьи 5 нового закона предписывает:

3. Диагностические карты, подтверждающие допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, выданные владельцам транспортных средств или их представителям до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими до истечения срока их действия.

Таким образом, если вы купили диагностическую карту до начала действия новых правил аннуляции, то она будет действовать до следующего ТО.

Можно ли ездить без техосмотра?

Да, можно. Но до определённого момента. Вообще, последствий отсутствия действующей диагностической карты может быть 2:

  • штраф за отсутствие техосмотра,
  • регрессное требование от страховой при определённых условиях.

Штраф за отсутствие диагностической карты в 2021 году

На сегодняшний день штраф за отсутствие диагностической карты составляет от 500 до 800 рублей по части 2 статьи 12.1 КоАП РФ. Однако, данная санкция выносится не всем водителям, а только в случае, если вы передвигаетесь без техосмотра на автомобиле такси, грузовом, оборудованном для перевозки пассажиров, автобусе или машине для перевозки опасных грузов.

Водителям легковых автомобилей этот штраф пока не грозит.

Но в будущем всё изменится. В административном кодексе появится новая статья, предусматривающая штраф уже в размере 2 000 рублей за отсутствие диагностической карты для всех без исключения автомобилей. В настоящий момент дата вступления в силу нового закона отложена до 1 марта 2022 года.

Регресс по ОСАГО

Регресс – это право страховщика выставить вам счёт на сумму, которая выплачена потерпевшему при вашей виновности в ДТП. То есть бывают ситуации, когда вы стали виновником в аварии с определёнными нарушениями закона Об ОСАГО, но при этом страховая организация не отказывает потерпевшему в выплате из-за таких ваших нарушений, а выплачивает всё. Вот только потом истребует всю эту сумму с вас.

Все основания для выставления регрессного требования приведены в статье 14 Федерального закона Об ОСАГО. И здесь в подпункте «и» есть одно из условий, которое аналогично действующему штрафу за отсутствие техосмотра – страховщик выставляет регресс, если не было диагностической карты только для такси, ряда грузовиков, автобусов и автомобилей с опасными грузами.

А вот новый закон о внесении изменений как раз и дополняет этот пункт, указывая, что если срок действия карты истёк в том числе у обычного легкового автомобиля, а ДТП произошло по причине неисправности машины, то регресс становится законным.

Таким образом, для регресса легковому авто должно быть выполнено 2 условия:

  1. истёк срок действия техосмотра,
  2. ДТП произошло по причине неисправности автомобиля.

В новом законе речь идёт именно об истечении срока действия ТО, а не об аннулировании. Это совершенно разные события в законодательстве.

Соответственно, по букве закона выставлять регресс в случае аннулирования диагностической карты незаконно. Однако, как это будет работать на практике, покажет эта самая практика – судебная. Время показывает, что она далеко не всегда соответствует закону. К тому же, здесь можно трактовать и в пользу регресса: например, если последняя карта у водителя аннулирована, то предыдущая будет считаться просроченной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *