Пивоваренный концерн Heineken продал весь свой российский бизнес группе компаний «Арнест» — производителю косметики, хозяйственных товаров и упаковки. Все 100% акций были проданы всего за €1. Другие активы, включая 7 пивоваренных заводов в России также перейдут к новому владельцу. Причем право обратного выкупа в договоре не предусмотрено. Heineken уже оценивает убыток от продажи в €300 млн.
Но на самом деле удивляться не стоит. Ни цене сделки, ни решению Heineken. Российский бизнес компании в последние годы переживал не лучшие времена и накопил внушительный внутренний долг перед головной компанией. Примерно €100 млн. Именно его «Арнест» и обязуется погасить в рассрочку. Но главное обязательство, которое взял на себя новый владелец, на мой взгляд, заключается в другом. «Арнест» гарантирует занятость 1800 сотрудников в течение ближайших 3 лет. Это, конечно, самое важное, потому что люди не останутся без работы. Хотя производимая продукция обязательно изменится. В частности, в течение 6 месяцев будет прекращено производство бренда Amstel, а другие международные бренды не будут лицензированы в России (за небольшим исключением).
Удивления, скорее, заслуживает другое. То, что значительная доля зарубежных производителей вообще отказывается от своих российских активов, теряет рыночную нишу и соглашается на заведомо невыгодные условия. А выигрывает-то от этого все равно Россия. Только поступления в федеральный бюджет от сделок по продаже российского бизнеса компаниями из недружественных стран составили ₽54,27 млрд. Так еще и вся инфраструктура остается, а вместе с ней и рабочие места. И товарное разнообразие от этого ничуть не страдает. В общем, недальновидность вопиющая. Ведь будут же потом возвращаться. Только вот инвестиций на это потребуется уже гораздо больше.