Инфляционные ожидания населения выросли в апреле

Банк России опубликовал результаты телефонных опросов населения об инфляционных ожиданиях.

Опрос показал заметный рост оценок наблюдаемой инфляции и инфляционных ожиданий. Если уровень инфляции начала года чаще всего оценивался как умеренный – такой ответ давали 43% респондентов, а характеризовали его как высокий вдвое меньше участников опроса (21%), то сейчас 43% считают, что сегодня уровень инфляции «значительно выше» в сравнении с ситуацией начала года, 32% – что он «немного выше».

Через месяц 43% опрошенных прогнозируют значительное увеличение инфляции, 23% – незначительное. В случае с годовыми ожиданиями эти цифры составляют соответственно 37% и 16%, однако здесь велика степень неопределённости: 32% затрудняются строить прогнозы на такой срок.

За первые три месяца 2020 года большинством населения ощущался умеренный или незначительный рост инфляции.

Уровень месячной инфляции начала года наибольшая доля опрошенных (43%) считала умеренным, вдвое меньше (21%) – высоким, и практически столько же – незначительным или вовсе отсутствующим (16% и 7% соответственно).

Однако уже в апреле стал заметен рост цен.

Рост цен в последние три недели заметили подавляющее большинство опрошенных (72%). При этом 31% россиян считают, что цены выросли на «большинство» товаров и продуктов. Остальные же либо отмечают рост цен только на «некоторые» продукты (36% от всех опрошенных), либо вообще его не наблюдают (23%) или затрудняются с ответом (5%).

В ответах на открытый вопрос (когда люди сами, без подсказки, называли конкретные товары и продукты) совершенно ожидаемо лидируют продукты питания – о них говорили две трети опрошенных (64%). В первую очередь это бакалейные товары (36%): крупы в целом (18%), сахар (14%), гречка (11%) и макаронные изделия (6%).

Но в этих цифрах отразился не только собственно инфляционный рост (который в каких-то случаях составлял неулавливаемые для рядовых граждан 1-2 процентных пункта), сколько ажиотажность спроса на продукты с долгим сроком хранения, которыми в первую очередь закупаются россияне в критической ситуации.

Более четверти респондентов (27%) столкнулись с подорожанием овощей и фруктов. По данным Росстата, в марте рост цен на эти группы в целом был не таким заметным, как на бакалею, хотя отдельные овощи и фрукты все же подорожали серьезно: ИПЦ на помидоры составил 114,9% (112,4% в апреле), на лук – 114,1% (102,5%), на морковь – 109,4% (102,7%) на лимоны – 107,8% (104,6%). Еще 17% отметили рост цен на мясо, птицу и молочные продукты, 13% – на хлебобулочные изделия, и еще 15% – на продукты питания в целом.

Рост цен на лекарства и медикаменты отметили 13%, на непродовольственные товары – 8%. Бензин и услуги назвали по 4% опрошенных.

Таким образом, определённый объективный рост цен вкупе с ажиотажным спросом на ряд товаров способствовали росту инфляционных ожиданий и достаточно сильно встревожили определенную часть населения в плане восприятия и ожидания роста цен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *