Альфа-Банк снизил ставки по ипотеке

Альфа-Банк с 10 июля снизил ставки по ипотечным кредитам на покупку квартир ...
Подробнее

ЕНВД отменят в 2020 году

Минфин не будет продлевать действие единого налога на вмененный доход после 2020 ...
Подробнее

Началось снижение ставок по ипотеке

Первым из топ-10 ипотечных банков снижает ставки по ипотеке ниже 10% банк ...
Подробнее

Сбербанк снизил ставки по вкладам для физлиц

Сбербанк c 8 июля снизил ставки по вкладам для физических лиц. Доходность ...
Подробнее
Полезное

Госзакупки по 44-ФЗ

Что такое госзакупки и как с ними работать в России. Как участвовать в госзакупках по 44-ФЗ.

Закупки по 44-ФЗ

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Основным законом, регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ЕИС).

Официальный сайт госзакупок: zakupki.gov.ru

Закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ

Закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ называют также закупками малого объема или малыми закупками. В рамках госзаказа таким образом часто приобретают коммунальные и сервисные услуги, канцелярию и другие товары для офиса. Рассмотрим, что это за способ заключения контракта и почему он так популярен у заказчиков.

Какие-либо ограничения по объекту закупки для таких процедур отсутствуют. Иначе говоря, заключить контракт с поставщиком или исполнителем напрямую можно на приобретение чего угодно. Например, весьма часто объектом такой закупки выступают услуги по водо- и энергоснабжению или техобслуживанию автотранспорта.

Закупки до 100 тысяч рублей позволяют в кратчайшие сроки удовлетворить потребности, которые возникли внезапно.

Как проводить закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ

Процесс проведения достаточно прост. В первую очередь заказчик определяется со своей потребностью, в том числе с ценой, которую готов уплатить. Далее он предлагает выбранному поставщику заключить контракт, стороны оговаривают все условия и приходят к соглашению. Контракт заключается в любой форме, которая разрешена Гражданским кодексом.

Закупки до 300 тысяч по 44-ФЗ

Со 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. увеличена сумма, на которую могут осуществить закупку у единственного контрагента заказчики, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – Закон № 44-ФЗ (Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Между тем правила определения годового объема закупок, осуществляемых в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не изменились. Напомним, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.

Указанные изменения вступают в силу 1 июля 2019 года.

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года в таблице с комментариями

По итогу форума-выставки «Госзаказ-2019. За честные закупки» разные ведомства инициировали поправки в 44-ФЗ. Некоторые инициативы уже приобрели форму законопроекта, некоторые только готовятся обрести письменный вид. В таблице смотрите комментарии по каждому изменению.

Что случилось

До 01.07.2019

Изменения 44-ФЗ с 01.07.2019

Появились новые объекты контроля в закупках

Раньше юрлица, которые строили на бюджетные субсидии, не являясь госзаказчиками, не попадали под контроль и аудит по 44-ФЗ

Теперь в контрактной системе новый субъект контроля. Организации, которые получают бюджетные средства для вложения в объекты капстроительства, тратят эти деньги по правилам контрактной системы. Эти юридические лица не относятся к государственным, региональным или муниципальным заказчикам, но теперь и на них распространили правила мониторинга, аудита и контроля по закону № 44-ФЗ. Под юрлицами с бюджетными инвестициями подразумеваем тех, кто подпадает под часть 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. То есть получает бюджетные деньги, не будучи госзаказчиками (Закон от 01.04.2019 № 50-ФЗ )

Разрешили закупать за единицу товаров, работ, услуг

За единицу закупали в исключительных случаях, когда не знали объем закупки. Так делали в  основном в закупках авторемонта и обучения

Если не знаете объем закупки – закупайте за единицу, теперь так можно делать. Но учтите, что до 1 октября закупать лекарства по цене за единицу нельзя

Убрали 10-дневную паузу для плана -графика

После того, как изменили план-график – новое извещение обязаны были публиковать только через 10 дней после внесения изменений. Исключение делали только для закупок по аварийному п.9 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Контракт можно было заключать через 1 день, но многие заключали прямо в день внесения изменений. Контрольные органы за это не наказывали, понимая, что ситуация была чрезвычайная

Больше никаких пауз. Обязательное 10-дневное выжидание убрали из закона

Подняли порог короткого аукциона

Быстро можно было провести только электронный аукцион с НМЦК менее 3 млн руб., потому что в нем короткие сроки на подачу заявок и короткие сроки рассмотрения заявок

Ценовой порог короткого аукциона подняли аж до 300 млн руб, а по строительным работам его подняли до 2 млрд

Отменили план закупок

Раньше у заказчиков по 44-ФЗ было 2 плановых документа: план закупок и план-график закупок. Информация в них дублировалась

План закупок упразднили,  теперь заказчики будут заполнять только план график

Повторный запрос предложений отменили

Если на запрос предложений не поступило ни одной заявки заказчики объявляли повторную процедуру. Это затягивало сроки проведения закупки

Теперь если запрос предложений не состоялся – заказчик вправе закупить у единственного поставщика по согласованию с контрольным органом

Увеличили объем малых закупок

Раньше лимит малых закупок по пункту 4 (договоры до 100 тыс. руб.) составлял или 2 млн руб. или 5 процентов, а по пункту 5 (договоры до 400 тыс руб от СГОЗ, но не более 50 млн руб. По пункту 28 закупали лекарства по назначению врача на сумму не более 200 тыс. руб

Ценовой порог контракта по пункту 4 подняли до 300 тыс руб, а по пункту 28 разрешили закупать лекарства на сумму до 1 млн.

СМП и СОНО не обеспечивают заявки

Малые предприятия и СОНКО обеспечивали заявки наравне с остальными участниками закупок

СМП и СОНО не будут обеспечивать заявки, если предоставят сведения из реестра контрактов о том, что у них есть опыт исполнения контрактов за последние три года. И сумма исполненных обязательств больше или равна НМЦК закупки, в которой СМП хочет участвовать

Разрешили заключать контракт со вторым участником, если расторгли контракт с победителем

Заказчики имели право заключать контракт со вторым участником, если победитель конкурентной процедуры не предоставил вовремя надлежащее обеспечение или не подписал вовремя контракт

Если заказчик расторгает контракт с победителем – можно заключить контракт со вторым участником без проведения конкурентной процедуры

Разрешат менять сроки строительных контрактов

Раньше был ограниченный перечень случаев, когда можно было легально менять условия контрактов. Все эти случаи были перечислены в статье 95 Закона № 44-ФЗ. Изменения сроков контракта на стройку не допускалось.

Сроки строительных контрактов разрешат менять, если у сторон возникли непредвиденные обстоятельства

Обеспечивать заявки разрешат банковской гарантией

В электронных процедурах обеспечивать заявки можно было только денежными средствами через спецсчета в банках из правительственного перечня.

Обеспечивать заявки на участие в электронных процедурах разрешат не только деньгами, но и банковскими гарантиями

В главном приказе по по импорту изменился перечень

Перечень приказа № 126н полностью дублировал перечень прошлого приказа №155

Во-первых, укрупнили позиции: овощи и культуры бахчевые, корнеплоды и клубнеплоды, культуры многолетние. Во-вторых, добавили оптоволоконные кабели. А мебель для офисов и предприятий, мебель кухонную, матрасы и прочую мебель из перечня исключили

 

Изменения 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля

  • изменен срок размещения извещения о закупке с даты внесения изменений в план-график: с 1 июля текущего года внесение изменений по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения извещения в ЕИС (либо до дня заключения контракта при закупке у ед. поставщика);
  • введена возможность закупать любую продукцию по цене за единицу товара, работы, услуги при неопределённом объеме. При этом в соответствии со ст. 8 Закона № 71-ФЗ до 1 октября 2019 г. заказчики не смогут закупать лекарства по цене за единицу;
  • увеличен ценовой порог для проведения «короткого» электронного аукциона: 300 млн руб. для любых закупок, 2 млрд руб. — для закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (далее – строительные работы);
  • установлено, что при закупке строительных работ документация должна содержать утвержденную проектную документацию, за исключением случая, если подготовка проектной документации не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование;
  • в случае наличия в документации о закупке строительных работ проектной документации в первой части заявки участник дает только свое согласие на выполнение работ на условиях такой документации, и процедура электронного аукциона в таком случае проводится сразу через 4 часа после окончания срока подачи заявок;
  • если установлены дополнительные требования к участникам (ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31), то подача заявок осуществляется только участниками, включенными оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников (проверку квалификации осуществляет оператор электронной площадки);
  • срок рассмотрения первых частей заявок в «длинных» аукционах сокращен с 7 до 3 рабочих дней, при «коротком» аукционе – 1 рабочий день;
  • при проведении закупки путем запроса предложений (в том числе в электронной форме) в случае, если закупка признана несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок, заказчикам разрешили заключить контракт с ед. поставщиком по согласованию с контрольным органом;
  • увеличен ценовой порог при закупках у ед. поставщика по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: по п. 4 – до 300 тыс руб., по п. 28 – до 1 млн руб.;
  • при расторжении контракта с победителем у заказчиков появилась возможность заключить контракт со вторым «номером» (при условии его согласия) без повторного проведения такой закупки;
  • допускается изменение любых существенных условий контракта с ед. поставщиком (п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93: «монополисты», коммунальные услуги, аренда, лечение за границей и др.);
  • допускаются изменения объема и видов работ в контрактах на строительные работы, сохранение объектов культурного наследия при условии изменения цены не более чем на 10 %, а также изменение срока этих работ при невозможности исполнения контракта по независящим от сторон обстоятельствам либо по вине подрядчика;
  • СМП и СОНКО освобождаются от обеспечения исполнения контракта при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года с суммарной стоимостью не менее НМЦК заключаемого контракта, информация об этом предоставляется участником из реестра контрактов.

Изменения (44-ФЗ и 223-ФЗ) с 31 июля 2019 года

Изменения внесены законом от 01.05.2019 № 70-ФЗ (в отношении в закупок в сфере культуры).

  • средства, полученные в качестве пожертвования и по завещанию, бюджетные учреждения и унитарные предприятия могут расходовать по Закону № 223-ФЗ (в этой части также вносятся изменения в статьи 1 и 8 Закона № 223-ФЗ);
  • при закупках работ по сохранению объектов культурного наследия, закрытых закупках услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных коллекции и предметов в контрактах заказчиком может быть установлен запрет на субподряд; 
  • увеличена сумма при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – ед. поставщик) по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 600 тыс. руб., а также расширен круг заказчиков, которые вправе использовать данное основание при закупках;  
  • некоторым заказчикам разрешена закупка музыкальных инструментов у единственного поставщика
.

А также с 31 июля изменения, внесенные 71-ФЗ:

  • отменена обязанность заказчика при закупке у единственного поставщика (ЕП) по любым основаниям составлять и размещать в ЕИС извещение и отчет;
  • требование включать в контракт обоснование цены  предусмотрено при закупках у ЕП только по основаниям п.п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • отменяют обязательность проведения «внешней» экспертизы при приемке продукции при осуществлении закупки у ЕП по любым основаниям. 

Спецсчет для обеспечения госконтрактов 44-ФЗ

Спецсчета для участия в торгах — это счет, на который поставщики должны перечислять средства для обеспечения заявок. Рассмотрим правила работы подробнее. 

С 01.07.2018 вступила в силу новая редакция закона о контрактной системе. В ней появилось такое понятие, как спецсчет для обеспечения госконтрактов 44-ФЗ.

В работе с ними участвуют 3 стороны:

  1. Участники закупки
  2. Банки
  3. Операторы ЭТП

Перед тем как подать заявку для участия в закупке, потенциальный поставщик должен удостовериться, что спецсчета для обеспечения заявок содержат необходимую сумму. Во-первых, сам факт подачи предложения означает согласие на блокировку средств. Во-вторых, при отсутствии необходимой суммы оператор ЭТП отклонит заявку.

Далее работа строится следующим образом:

  1. Оператор направляет в банк сведения об участнике и размере обеспечения. Срок — 1 час с момента окончания приема предложений.
  2. Банк блокирует средства в размере обеспечения. Срок — 1 час после получения уведомления от оператора.

Оператор ЭТП должен проверить в реестре (ст. 45 44-ФЗ) наличие банковской гарантии, выданной поставщику именно под действующий тендер. Даже если свободных денег у поставщика нет, но при этом в реестре есть запись о выданной гарантии для обеспечения заявки, то участник будет допущен к торгам. Свободные деньги в этом случае также не блокируются.

На разблокирование средств со спецсчета для торгов с 1 июля 2019 года у банка будет 1 рабочий день после получения от оператора ЭТП уведомления о том, что поставщик не принял участие в торгах (об отзыве предложения, отказе в допуске и т. д. (ч. 21-24 ст. 44).

Деньги после открытия спецсчета для участия в торгах с 1 июля 2019 года банк может использовать только для обеспечения заявок их владельца (ч. 25 ст. 44).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *