О целесообразности выделения квоты для отечественных товаров в ассортименте сетевых магазинов
Минпромторг в октябре направил в правительство законопроект, который обяжет ритейлеров сделать акцент на продаже российской продукции, выделив для нее определенную долю в ассортименте. Механику будущего закона еще предстоит доработать, потому что поддерживать конкретные отрасли придется точечно (в каких-то сегментах, например, в производстве холодильников, импортозамещение продвинулось сильнее, а в каких-то этот путь только начинается), но главное – поддержать отечественных производителей.
С 2014 года в России начался активный процесс замещения импорта и наши компании вложили колоссальные средства в разработку современных решений и создание инфраструктуры. Еще активнее этот процесс стал после февраля 2022 года, когда зарубежные компании стали массово покидать российский рынок. Тогда у отечественных производителей появилась возможность захватить новые рыночные ниши. Теперь же дело за государством: российским компаниям нужно помочь раскрутиться, завоевать доверие потребителей и увеличить масштабы сбыта. Иначе говоря, их сейчас необходимо поставить на ноги и создать реальные стимулы для развития производств, чтобы они впоследствии могли выйти и на зарубежные рынки.
Да и российским покупателям это только на руку. Небольшая квота не снизит широту предложения (поэтому фанаты конкретных зарубежных брендов могут остаться верны своим вкусам). Она лишь даст возможность выбора, и зачастую, кстати, очень выгодного, ведь российская техника в среднем на 20% дешевле, сервис доступнее, да и с запчастями в случае ремонта проблем не возникнет.
Кроме того, важно понимать, что поддержат именно отечественных производителей, а не зарубежные (преимущественно китайские) компании, локализовавшие свои производства в России. На первом этапе это, конечно, распространится только на непродовольственные товары (потому что нам сейчас важно повышать добавленную стоимость продукции и встраиваться в глобальные производственные цепочки), но потом и до продовольствия дело дойдет, я думаю. Главное – грамотно установить квоты и регулярно их корректировать, чтобы не допустить перекосов, а для этого Минпромторгу необходим качественный анализ отечественного рынка.
В общем, впереди у правительства большая работа. Но она того стоит. И в случае быстрого принятия законопроекта реализация этой инициативы начнется уже с 1 марта 2024 года.